АйДжиЭм | Компания | Новости Рынок консалтинга в КазахстанеРынок консалтинга в Казахстане

Новые горизонты вашего бизнеса…

Новости АйДжиЭм

Присоединяйтесь к нам:

Рынок консалтинга в Казахстане

Международное рейтинговое агентство RAEX, в ходе подготовки к рейтингу консалтинговых компаний по результатам 2015 года, взяло интервью у управляющего партнера АйДжиЭм, Максима Гандрабура, о ситуации и тенденциях на рынке консалтинга в Казахстане.

Как вы оцениваете спрос на консалтинговые услуги в 2015 году? Как и почему изменился объем продаж данных услуг вашей компанией?

Как известно, 2015 год знаменит задержавшейся девальвацией тенге, что крайне негативно повлияло на конкурентоспособность отечественных предприятий. Как показывает наша практика, в условиях неопределенности у инвесторов и топ-менеджеров обычно срабатывает один из двух рефлексов: пытаться сохранить что есть и остановить инвестиции в развитие или же заново переоценить своё положение на рынке и перестроить бизнес под новые условия.

Подавляющее большинство компаний в Казахстане склонны к первому. Это, в свою очередь, хотя и является простым инструментом, приводит к цепной реакции. Ведь, как известно, сохранить что-то не делая инвестиций в развитие невозможно. Рынок постоянно находится в движении, и тот кто не развивается становится аутсайдером. Так и эти компании, которые делают своим приоритетом "сохранить во что бы то ни стало", в краткосрочном периоде решают свои проблемы, но уже в среднесрочной перспективе им придется не сладко.

В этой связи, наши клиенты увеличили объем обращений. Мы смогли за 2015 год помочь клиентам получить выгоду от оптимизаций их бизнеса и устранить риски на сумму более 3 млн.USD.

Это если оценивать конкретно события в экономике Казахстана и их последствия. Однако, нужно обратить внимание на тот факт, что рынок управленческого консультирования на территории стран СНГ ещё находится на стадии становления и потенциал его роста не ограничен. Рост спроса сдерживают преимущественно три фактора: отсутствие навыков работы с консультантами у руководителей компаний, дискредитация профессии псевдо-консультантами и злоупотребления в сфере закупок услуг на основе выбора минимального ценового предложения или поставщика из одного источника.

Кто сейчас формирует спрос на услуги консалтеров? Какие услуги наиболее востребованы и почему на ваш взгляд?

Думающие, инноваторы, деятельные предприниматели – вот те кто пользуется высокоинтеллектуальными услугами консультантов по управлению. Как известно, мы работаем на стыке практики бизнеса и науки. Так сказать, научный подход к менеджменту. Те же, которые не ценят чужие мозги и не готовы пользоваться их возможностями, клиентами не являются.

Сложно говорить о востребованности услуг консультантов по управлению. По сути, мы можем прийти на любое предприятие и найти варианты реально взаимовыгодного сотрудничества (соотношение нашей стоимости и получаемого измеримого результата). Вскрытие спроса, его актуализация и превращение в контракт – это длительный процесс выстраивания отношений с клиентом, формирования доверия и уверенности в ценности наших услуг.

Востребованность высокая, готовность к сотрудничеству низкая. Ведь консультант по управлению – это не аниматор, который повеселил и ушел. С консультантом надо вместе работать над решением проблемы, иначе весь труд консультанта будет сплошной теорией. Профессиональный консультант работает, я подчеркну – работает вместе с клиентом.

Если хозяин бизнеса, зачастую он же первый руководитель, настаивает на реструктуризации компании, а потом передает все в рабочую группу своих замов и ждет пока они с консультантами без него всё сделают, то такой подход обречен на неудачу. Вот главная проблема.

Сегодня у наших клиентов самая востребованная услуга – экспертиза: оценка целесообразности инвестиций в проект, риски вариантов стратегии развития и оценка возможностей выхода на рынок. Здесь не требуется глубокое вовлечение клиента в процесс консультирования, что упрощает работу и позволяет клиенту получить быстрые результаты.

Какие ключевые события и тренды вы бы отметили на рынке консалтинговых услуг в 2015 году?

Игроки рынка стремятся к кооперации и укрупнению. Одиночный консультант или малые фирмы всё больше подвержены нестабильности и стоит вопрос их выживания. Речь не идет о создании просто рабочего места, так сказать самозанятость. Консалтинговые же фирмы, например как IGM, могут предложить единый маркетинг, общее администрирование процессов и более богатую клиентскую базу. Удовлетворяя потребности клиентов с большим диапазоном компетенций, именно фирмы а не частно-практикующие консультанты могут сделать лучшее предложение и иметь конкурентные преимущества.

Каковы ваши ожидания по развитию рынка в 2016 году? Укажите, пожалуйста, факторы на которых основываются ваши ожидания.

Тенденции рынка сложившиеся в 2015 году будут сохранены: рост рынка консалтинга, укрупнение игроков и тесная кооперация на проектах, уход с рынка мелких игроков.

Если наши прогнозы развития экономической ситуации в Казахстане реализуются, то значительное сокращение платежеспособности клиентов потребует от консультантов убедительной демонстрации экономической целесообразности покупки их услуг. В первую очередь клиентов уже интересует измеримая выгода от услуг консультантов. Разговор о каких-то абстрактных конкурентных преимуществах через 2-3 года не ведется вообще. Преимущества получает консалтинговая компания с большим опытом, с пониманием отраслевой специфики бизнеса клиента, с готовностью быть бизнес-партнером клиента, а не просто нахлебником.

Реальная конкуренция будет обостряться и не только в консалтинге. Страна вступила в ВТО, мы члены ЕАЭС. Всё это непосредственным образом уже оказывает влияние на формирование нового ландшафта бизнеса в Казахстане. Идут новые игроки, новые технологии и новые команды. Здесь важно нащупать новые горизонты бизнеса, производить быстрые и корректные изменения… или исчезнуть с карты.

Какие темы, на ваш взгляд было бы интересно рассмотреть в наших будущих исследованиях?

Можно предположить, что в ближайшее время большой интерес будет представлять рынок микро-кредитного финансирования населения и бизнеса.

Рынок консалтинга в Казахстане

Международное рейтинговое агентство RAEX, в ходе подготовки к рейтингу консалтинговых компаний по результатам 2015 года, взяло интервью у управляющего партнера АйДжиЭм, Максима Гандрабура, о ситуации и тенденциях на рынке консалтинга в Казахстане.

Как вы оцениваете спрос на консалтинговые услуги в 2015 году? Как и почему изменился объем продаж данных услуг вашей компанией?

Как известно, 2015 год знаменит задержавшейся девальвацией тенге, что крайне негативно повлияло на конкурентоспособность отечественных предприятий. Как показывает наша практика, в условиях неопределенности у инвесторов и топ-менеджеров обычно срабатывает один из двух рефлексов: пытаться сохранить что есть и остановить инвестиции в развитие или же заново переоценить своё положение на рынке и перестроить бизнес под новые условия.

Подавляющее большинство компаний в Казахстане склонны к первому. Это, в свою очередь, хотя и является простым инструментом, приводит к цепной реакции. Ведь, как известно, сохранить что-то не делая инвестиций в развитие невозможно. Рынок постоянно находится в движении, и тот кто не развивается становится аутсайдером. Так и эти компании, которые делают своим приоритетом "сохранить во что бы то ни стало", в краткосрочном периоде решают свои проблемы, но уже в среднесрочной перспективе им придется не сладко.

В этой связи, наши клиенты увеличили объем обращений. Мы смогли за 2015 год помочь клиентам получить выгоду от оптимизаций их бизнеса и устранить риски на сумму более 3 млн.USD.

Это если оценивать конкретно события в экономике Казахстана и их последствия. Однако, нужно обратить внимание на тот факт, что рынок управленческого консультирования на территории стран СНГ ещё находится на стадии становления и потенциал его роста не ограничен. Рост спроса сдерживают преимущественно три фактора: отсутствие навыков работы с консультантами у руководителей компаний, дискредитация профессии псевдо-консультантами и злоупотребления в сфере закупок услуг на основе выбора минимального ценового предложения или поставщика из одного источника.

Кто сейчас формирует спрос на услуги консалтеров? Какие услуги наиболее востребованы и почему на ваш взгляд?

Думающие, инноваторы, деятельные предприниматели – вот те кто пользуется высокоинтеллектуальными услугами консультантов по управлению. Как известно, мы работаем на стыке практики бизнеса и науки. Так сказать, научный подход к менеджменту. Те же, которые не ценят чужие мозги и не готовы пользоваться их возможностями, клиентами не являются.

Сложно говорить о востребованности услуг консультантов по управлению. По сути, мы можем прийти на любое предприятие и найти варианты реально взаимовыгодного сотрудничества (соотношение нашей стоимости и получаемого измеримого результата). Вскрытие спроса, его актуализация и превращение в контракт – это длительный процесс выстраивания отношений с клиентом, формирования доверия и уверенности в ценности наших услуг.

Востребованность высокая, готовность к сотрудничеству низкая. Ведь консультант по управлению – это не аниматор, который повеселил и ушел. С консультантом надо вместе работать над решением проблемы, иначе весь труд консультанта будет сплошной теорией. Профессиональный консультант работает, я подчеркну – работает вместе с клиентом.

Если хозяин бизнеса, зачастую он же первый руководитель, настаивает на реструктуризации компании, а потом передает все в рабочую группу своих замов и ждет пока они с консультантами без него всё сделают, то такой подход обречен на неудачу. Вот главная проблема.

Сегодня у наших клиентов самая востребованная услуга – экспертиза: оценка целесообразности инвестиций в проект, риски вариантов стратегии развития и оценка возможностей выхода на рынок. Здесь не требуется глубокое вовлечение клиента в процесс консультирования, что упрощает работу и позволяет клиенту получить быстрые результаты.

Какие ключевые события и тренды вы бы отметили на рынке консалтинговых услуг в 2015 году?

Игроки рынка стремятся к кооперации и укрупнению. Одиночный консультант или малые фирмы всё больше подвержены нестабильности и стоит вопрос их выживания. Речь не идет о создании просто рабочего места, так сказать самозанятость. Консалтинговые же фирмы, например как IGM, могут предложить единый маркетинг, общее администрирование процессов и более богатую клиентскую базу. Удовлетворяя потребности клиентов с большим диапазоном компетенций, именно фирмы а не частно-практикующие консультанты могут сделать лучшее предложение и иметь конкурентные преимущества.

Каковы ваши ожидания по развитию рынка в 2016 году? Укажите, пожалуйста, факторы на которых основываются ваши ожидания.

Тенденции рынка сложившиеся в 2015 году будут сохранены: рост рынка консалтинга, укрупнение игроков и тесная кооперация на проектах, уход с рынка мелких игроков.

Если наши прогнозы развития экономической ситуации в Казахстане реализуются, то значительное сокращение платежеспособности клиентов потребует от консультантов убедительной демонстрации экономической целесообразности покупки их услуг. В первую очередь клиентов уже интересует измеримая выгода от услуг консультантов. Разговор о каких-то абстрактных конкурентных преимуществах через 2-3 года не ведется вообще. Преимущества получает консалтинговая компания с большим опытом, с пониманием отраслевой специфики бизнеса клиента, с готовностью быть бизнес-партнером клиента, а не просто нахлебником.

Реальная конкуренция будет обостряться и не только в консалтинге. Страна вступила в ВТО, мы члены ЕАЭС. Всё это непосредственным образом уже оказывает влияние на формирование нового ландшафта бизнеса в Казахстане. Идут новые игроки, новые технологии и новые команды. Здесь важно нащупать новые горизонты бизнеса, производить быстрые и корректные изменения… или исчезнуть с карты.

Какие темы, на ваш взгляд было бы интересно рассмотреть в наших будущих исследованиях?

Можно предположить, что в ближайшее время большой интерес будет представлять рынок микро-кредитного финансирования населения и бизнеса.